18.02.2016

Почему казахстанский «Баурсак» приглянулся московским покупателям

Основатель сети российских магазинов Елена Кондакова сделала ставку на made in Kazakhstan и не прогадала.

Родители Елены Кондаковой приехали в Павлодар с российского Алтая, когда она была еще ребенком, – отцу-инженеру предложили работу. Прожила в Казахстане 16 лет, а потом вернулась в Россию, в Москву. «Я часто навещала родителей и чемоданами увозила с собой продукты, просила выслать мне чай, макароны, потому что в Казахстане все вкусное, в Москве такого практически нет», – рассказывает Кондакова.

Поскольку она всегда занималась торговлей (продавала детскую одежду, косметику), то как-то подумала, почему бы не попробовать работать с казахстанскими продуктами? Ниша свободная, спрос есть: в Москве и Подмосковье живет большое количество выходцев из Казахстана или тех, кто временно служил и работал в республике. Многие, как и Елена, испытывают «гастрономическую ностальгию».

«Мы (у Кондаковых семейный бизнес. – F) нашли в Санкт-Петербурге компанию, у которой есть оптовый склад с ассортиментом "рахатовских" конфет. Я решила, что это знак, и начала продвигать казахстанские сладости на различных выставках под брендом «Баурсак». Такие мероприятия собирают много народу, с потребителями можно общаться напрямую: дал ему конфету, он попробовал и оценил – «вкусно!», сразу заинтересовался. Мы даже не ожидали, какой ажиотаж начнется вокруг этих конфет: люди просто «фанатели», звонили нам, спрашивали, на какой выставке мы в следующий раз будем продавать казахские товары, просили привезти что-нибудь новенькое. Из этого естественным образом родилась идея создания стационарных точек, куда любой бы мог прийти за покупками», – вспоминает бизнесвумен.

Первый магазин «Баурсак» семья Кондаковых открыла в Подольске в феврале 2012. В оборудование помещения площадью 35 кв. м они вложили около 700 тыс. российских рублей (примерно $23 тыс. по курсу на тот момент). «Первоначальные вложения до сих пор не окупились. Мы все вкладываем в развитие, не берем кредиты, иначе не вытянули бы бизнес», – говорит Елена.

Сейчас у Кондаковых в Москве и городах Московской области семь «Баурсаков», в которых работает два десятка человек, включая продавцов, водителей и сотрудников склада в Одинцово. На каждую торговую точку они ежегодно покупают патент – в Москве он обходится в 120 тыс. рублей (примерно $1700 при курсе 70 руб./$1), в Подмосковье – 26–30 тыс. рублей ($370–430).

«Мы также продолжаем заниматься выставочной деятельностью, в месяц принимаем участие в 12–15 подобных мероприятиях. Нам это выгодно: за счет этого имеем оборотные средства, чтобы покупать продукты у поставщиков, ведь в основном работаем по предоплате. Каждая выставка приносит примерно половину месячного оборота стационарного магазина, притом что оборот торговой точки в среднем составляет 500 тыс. рублей (около $7 тыс.)», – приводит цифры собеседница.

На полках «Баурсаков» можно найти более 1000 различных товаров, только кондитерская фабрика «Рахат» представлена 350 наименованиями. «Муку мы напрямую покупаем у компании «Белес» из Уральска, берем примерно 15 тонн раз в три-четыре месяца. Сотрудничаем с Семипалатинским мясокомбинатом, недавно получили от них 1700 кг продукции и уже почти все реализовали. В октябре от фабрики Kondiz пришло 10 тонн печенья, в январе заказали еще. Продукцию павлодарской компании «Кэмми» и «Алматинского продукта» покупаем через посредников», – перечисляет поставщиков Кондакова.

Несмотря на популярность магазинов с продукцией made in Kazakhstan, Кондаковы не собираются выходить за пределы Москвы и Московской области. «У нас здесь непочатый край работы, мы хотим открыть еще пять магазинов, тогда в общей сложности будет 12 точек, – делится планами собеседница. – Правда, к нам стали часто звонить из Рязани, Астрахани, Самары, говорят: «Хотим магазин, как у вас». В ближайшее время попытаемся подготовить предложение для российских регионов. Если кто-то готов будет купить франшизу – продадим».


Источник: Forbes Kazakhstan